Мобильные устройства (нетбуки и ноутбуки) все чаще оснащаются накопителями новых линеек, имеющих низкое энергопотребление, высокие параметры производительности и… плохое качество сборки. Да-да. Конечно, не все накопители отличаются таким непотребством, но отдельные представители, увы, страдают многочисленными недостатками. В этой статье мы поговорим о новой линейке накопителей компании HGST: Hitachi Travelstar Z5K1000.
Накопители данного семейства отличаются тем, что в корпус толщиной 7 мм инженеры корпорации HGSTпоместили 2 магнитные пластины (обычно в такой корпус помещают одну пластину), соответственно, накопитель имеет 4 головки. Накопители выпускаются емкостью 750 Гбайт и 1 Тбайт и используются главным образом в низкобюджетных ноутбуках, нетбуках нового поколения и ультрабуках.
Кроме того, что эти накопители отличаются плохим качеством сборки (крышка гермоблока вставляется в пазы так, как это делалось на некоторых накопителях Maxtor– соответственно, щель между крышкой и гермоблоком закрыта наклейкой, какие-либо герметизирующие прокладки отсутствуют; ось блока магнитных головок крепится двумя шурупами – снизу и сверху, через крышку; плата электроники крайне неэргономичной формы, греющиеся ее части расположены все в одном месте и достаточно кучно, что делает возможность локального перегрева (особенно в стесненных условиях корпусов мобильных компьютеров) весьма вероятной; и т.д.), основная их проблема – две магнитные пластины, или, как говорят в среде специалистов по восстановелнию данных – два «блина». Даже не смотря на то, что диски этого семейства имеют низкую скорость вращения шпинделя – всего 5400 RPM – наличие двух «блинов» в столь стесненном пространстве при их вращении сильно разогревает гермоблок (благодаря трению о воздух), и если диск работает в условиях плохого охлаждения, перегрев накопителя неизбежен. Чем это чревато?
Первая, и самая распространенная неисправность накопителей этого семейства – выход из строя головок чтения-записи, причем по нашей статистике почти всегда выходят из строя головки, расположенные между магнитными пластинами: номера 1 и 2 (нумерация головок начинается с 0). Именно здесь, между пластинами, внутри гермоблока, нагрев наиболее сильный – и, очевидно, именно это и является причиной того, что головки выходят из строя. Единственный способ восстановить данные с такого накопителя – произвести замену блока магнитных головок с последующим вычитыванием данных на специализированном оборудовании.
Любопытно, что с этой неисправностью компьютер может даже запускаться, однако нормально он работать не будет: зависания, синие экраны и тому подобные «прелести» владельцу такой машины обеспечены сполна. Кстати, это одна из основных причин, по которой накопители с такой неисправностью приходят к нам на восстановление данных уже в довольно плачевном состоянии: сначала хозяева таких компьютеров пытаются сделать что-то самостоятельно, когда не получается – обращаются к знакомым компьютерщикам или программистам, которые могут сутками насиловать умирающий накопитель – и только после этого накопитель уже попадает к нам. Конечно же, в этом случае восстановление данных также возможно, хотя и более трудозатратно (а следовательно, и дороже), чем в тех случаях, когда к нам обращаются сразу после начала таких «глюков» системы.
Вторая по распространенности неисправность дисков этого семейства – залипание головок на магнитных пластинах. Это происходит либо при резком отключении питания во время работы накопления (довольно редко), либо при серьезном физическом воздействии на диск (чаще всего) – например, когда пользователь резко закрывает крышку ноутбука. При этом диск останавливает шпиндельный двигатель, но не успевает запарковать головки – соотвественно, головки остаются на поверхностях. Повторный самостоятельный старт такого накопителя уже невозможен – требуется хирургическое вмешательство. Важно отметить, что вывод головок с «блинов» — дело не простое, требующее, кроме специализированных съемников головок, еще и определенной сноровки. Возможность вычитывания данных «родными головками», после вывода их с поверхностей, сильно зависит от того, как производился непосредственно их вывод, а также от того, не повредились ли головки при механическом воздействии. По нашей статистике, примерно половина залипших головок накопителей семейства HitachiTravelstarZ5K1000 может быть выведена на парковочную рампу без их повреждения.
Кстати, вывод головок на парковочную рампу – еще не все подводные камни, которые могут встретиться на тернистом пути восстановления данных с накопителя семейства HitachiTravelstarZ5K1000. Поскольку при механическом воздействии иногда деформируется слайдер головки чтения-записи, попытка запустить накопитель после вывода головок на парковочную рампу может закончиться запиливанием накопителя. Чтобы такого не случилось, требуется проконтролировать состояние головок (и в особенности слайдера) с использованием микроскопа и точных измерительных инструментов (мы используем лазерный штангенциркуль, дающий максимальную погрешность измерения всего два микрона).
Наконец, самая редкая и самая неприятная неисправность – уход параметров чтения или записи головок от рассчитанных на заводе (так называемая «порча адаптивов» — при этом адаптивные параметры присутствуют на диске, исправны и легко читаются из служебной области). Эта неисправность проявляется достаточно просто: что-то считать с диска невозможно, диск «продуцирует» дефектные сектора едва ли не через один (причем – как при сканировании штатными средствами операционной системы, так и на специализированном оборудовании), операционная система не может запуститься (синий экран либо зависание на первом стартовом экране – «окошки» мерцают, но дальше дело не идет). Работа с таким накопителем – сложное и трудоемкое занятие, часто занимающее не одну неделю. К сожалению, пересчитать адаптивные параметры – это практически всегда то же самое, что стереть данные (так как без перезаписи определенными данными больших участков «поляны» такой пересчет невозможен), поэтому приходится подбирать условия, при которых текущие адаптивы начинают корректно работать, а диск начинает читаться.
Конечно, имеются и более редкие неисправности этого семейства НЖМД, которые мы не будем описывать в настоящей статье; наши специалисты способны побороть и их. Мы готовы помочь вам восстановить данные с неисправного устройства HitachiTravelstarZ5K1000, у нас имеется опыт работы с такими накопителями.